Страница 1 из 3 10 февраля исполняется 100 лет со дня рождения академика, Трижды Героя социалистического труда Мстислава Всеволодовича КЕЛДЫША. Его знают как выдающегося российского ученого, математика и механика, Президента Академии наук СССР, первого директора Института прикладной математики АН СССР, Главного теоретика космонавтики, одного из создателей и руководителей отечественной космической программы, много лет возглавлявший Межведомственный научно-технический совет по космическим исследованиям при АН СССР. Родился Мстислав Всеволодович 29 января (10 февраля) 1911 г. в Риге в семье профессора Рижского политехнического института, крупного инженера-строителя (впоследствии академика архитектуры) Всеволода Михайловича КЕЛДЫША. Мать — Мария Александровна (урожденная СКВОРЦОВА) — домохозяйка. В 1915г. семья КЕЛДЫШЕЙ переехала из прифронтовой Риги в Москву. В 1919-1923 гг. Мстислав Всеволодович жил в Иваново, где его отец преподавал в Политехническом институте, организованном по инициативе М.В.ФРУНЗЕ. В Иваново он начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях у матери Марии Александровны. По возвращении в Москву в 1923 г. Мстислав Всеволодович учился в школе со строительным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим. Склонность к математике у КЕЛДЫША проявилась еще в 7-8-м классах, учителя уже тогда отличали его незаурядные способности к точным наукам. В 1927 г. он окончил школу и хотел получить нравившуюся ему отцовскую профессию инженера-строителя, однако в строительный институт, где преподавал отец, его не приняли по молодости лет (16). По совету старшей сестры Людмилы, закончившей физико-математический факультет Московского государственного университета, занимавшейся математикой под научным руководством Н.Н.ЛУЗИНА, Мстислав Всеволодович поступает на тот же факультет МГУ. Во время учебы в университете КЕЛДЫШ завязал научные контакты с М.А.ЛАВРЕНТЬЕВЫМ, переросшие потом в многолетнее научное сотрудничество и дружбу. Весной 1930 г. одновременно с учебой в МГУ он начал работать ассистентом в Электромашиностроительном институте, а затем и в Станко-инструментальном институте (СТАНКИН). По окончании МГУ в 1931 г. по рекомендации академика А.И.НЕКРАСОВА, КЕЛДЫШ был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Научную жизнь ЦАГИ в это время возглавлял профессор С.А.ЧАПЛЫГИНА, под его руководством регулярно проводились семинары, участниками которых были М.В.КЕЛДЫШ, М.А.ЛАВРЕНТЬЕВ, Н.Е.КОЧИН, Л.С.ЛЕЙБЕНЗОН, А.И.НЕКРАСОВ, Г.И.ПЕТРОВ, Л.И.СЕДОВ, Л.Н.СРЕТЕНСКИЙ, Ф.И.ФРАНКЛЬ, С.А.ХРИСТИАНОВИЧ; многие из них впоследствии стали известными учеными-механиками. КЕЛДЫШ проработал в ЦАГИ до декабря 1946 г. сначала инженером, затем — старшим инженером, начальником группы, а с 1941 — начальником отдела динамической прочности. Начальный период работы КЕЛДЫША в ЦАГИ связан с исследованиями нелинейных задач обтекания. В работах этого цикла «Внешняя задача Неймана для нелинейных эллиптических уравнений с приложением к теории крыла в сжимаемом газе» (1934) и «Строгое обоснование теории винта Жуковского» (1935) (выполненных в соавторстве с Ф.И.ФРАНКЛЕМ), «К теории колеблющегося крыла» (1935, совместно с М.А.ЛАВРЕНТЬЕВЫМ) впервые было рассмотрено влияние сжимаемости среды на аэродинамические характеристики обтекаемых тел и обобщена известная теорема Жуковского о подъемной силе; впервые установлено, что при определенных режимах колебаний крыла возникает тяга. КЕЛДЫШ занимался также теорией удара тела о жидкость и движением тел под поверхностью жидкости (поплавок гидросамолета, подводное крыло). Продолжая работать в ЦАГИ, КЕЛДЫШ поступил осенью 1934г. в аспирантуру Математического института имени В.А.Стеклова АН СССР к М.А.ЛАВРЕНТЬЕВУ, где занимался вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы (гидро-, аэродинамика). В 1935 г. ему без защиты была присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1937г. — степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности "аэродинамика". 26 января 1938 г. им была защищена докторская диссертация на тему «О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций». Его исследования заложили основы методов численного расчета и моделирования в аэродинамических трубах явления флаттера (сильные колебания крыльев самолета, возникавшие при определенных скоростях движения самолета и приводившие к его разрушению). Результаты исследований КЕЛДЫША не только привели к разработке простых и надежных мер предотвращения флаттера, но и стали основой нового раздела науки о прочности авиационных конструкций. Результаты работы КЕЛДЫША сыграли большую роль в создании скоростной авиации в нашей стране. В апреле 1942 г. ему была присуждена Сталинская премия II степени за научные работы по предупреждению разрушения самолетов. В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ КЕЛДЫШ занимался внедрением, разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы. Его деятельность была отмечена орденами Трудового Красного Знамени (1943) и Ленина (1945).
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>
|